bell (shcbella) wrote,
bell
shcbella

Categories:

дети без друзей

laragull задали вопрос:

"У моей 11-летней дочери есть проблема: у нее нет друзей в школе, и из-за этого она ощущает себя одинокой, - письмо в рубрику_ответов.
В начальных классах их было три подружки, но пару лет назад те две стали вести себя не совсем хорошо по отношению к ней, подсмеивались, обманывали, воровали карманные деньги (не только у нее, у других детей в классе тоже, как выяснилось).

Она тогда сама сказала, что такие друзья не нужны и перестала с ними общаться.
С тех пор она общается в классе с другими детьми, но близких друзей нет.

Поговорить на переменках не с кем, потому что дружат все парами, а она везде получается как третий лишний. Гулять во дворе тоже не с кем, получается. Она переживает, что нет друзей, плачет.

Я пытаюсь вспомнить себя в этом возрасте, но у меня не было такой ситуации, я с одной девочкой дружила с 1 класса и до окончания школы, до сих пор общаемся, хотя уже больше 20 лет живем в разных концах страны. Мы везде ходили вместе, и в школе, и во дворе, поэтому мне трудно представить, что ребенок в этом возрасте чувствует, не имея постоянного друга. Но мне ее безумно жалко, и я не знаю, как помочь.

Все мои аргументы она вроде бы понимает и умом принимает, а чувствует все равно свою оторванность и одиночество. Она умная, открытая, не бука какая-нибудь. Честная, прямая и при этом тактичная. Спокойная, я даже понимаю, что ровесникам с ней может быть просто скучно, а ценить те качества, которые у нее есть, они еще не научились. Лара, вы всегда так тонко чувствуете в душах, хотя даже не видите тех, кто вам пишет. Может быть вам удастся и на этот раз понять ситуацию и что-то посоветовать"


ответ лары прекрасен, впрочем, как всегда:

Я знаю примерно что она чувствуют, я была несколько лет в школе в таком же положении, только хуже. Да, было мучительно из-за социальной беспарности, но это был дискомфорт формы, и только. Дружить с чужими по духу все равно невозможно, иначе бы она держалась за тех своих подружек.
Девочка сама сделала трудный выбор, и сейчас оценивает его последствия и очень много всего загружает в мозг. Много того, что ей пригодится, потому что у нее особенная судьба.
Мне тоже нужны были социальные касания - я так понимаю теперь. Я что-то приносила в класс на всех - угощала, в школе всегда как-то голодновато. И когда руки одноклассников тянулись к коробке с конфетами, я чувствовала себя частью - на немножко, но это была подзарядка. Или продление пропуска в ареал, неважно. Я просто покупала себе легитимность наверное.

После пары моих одиноких лет в начале средней школы, меня выделила очень высокорейтинговая девочка класса и стала со мной тайно дружить - когда не видела ее тусовка. Домой приглашать, иногда садиться рядом за парту на уроках. Вскоре ко мне привязалась девочка совсем не моего поля, но я терпела, потому что ей тоже оказалось вдруг не с кем быть в социальной паре, и она меня взяла в оборот - в буфет, в туалет, домой вместе.

Все эти школьные дела очень текучие - сегодня никого, а завтра ты вдруг популярный. И почти всегда есть кто-то кому еще хуже чем тебе.

У Терезки тоже было напряг со школьными дружбами. Были дни, когда она стойко ходила/сидела одна - при том что она в целом была популярна, но она сама предпочитала "уж лучше будь один, чем вместе с кем попало". (Вот ваша дочка тоже предпочитает). Но вот эта парность - она словно все вокруг женаты, а ты в этот клуб для семейных попал по ошибке. И это изводит.
Но это и закаляет дух как ничто, в случае если ты высок этим самым духом.
По вашему описанию ваша девочка - из таких.
Она из тех, кто сам выбирает себе друзей, но не липнет, и не отбивает, а дожидается, когда ее выберут ответно.

То с чем она имеет дело сейчас - не проблема, которую надо решать, а отрезок пути, который просто надо пройти, и скоро этот отрезок закончится - отрезки конечны.

оригинальный пост
******************************************************************

от себя на эту тему:
у итая было два таких периода:
первый ещё в начальной школе, в четвёртом классе. я, конечно, волновалась по этому поводу, и обратилась к своему куратору, у которой училась в учительском колледже. она великолепно разбиратеся в детях и очень любит итая (когда ему было 4 года, она ушла из колледжа и открыла частный детский сад, куда я и записала итая. с тех пор она живо интересуется итаиными успехами). я рассказала ей, что у итая нет друга. такого, чтоб если делиться на пары - они всегда вместе. она ответила: "что он, девчонка?!" и обьяснила, что дело даже не в поле ребёнка ))), а в том, что это не страшно. разумному ребёнку не нужен лишь бы кто, а нужен качественный друг. такие на дороге не валяются, занимает время его найти.
уже в пятом классе у итая появился такой друг. впрочем, уже в седьмом они не могли общаться. но это -
второй период. в седьмом классе. итай перешёл в среднюю школу и пошёл в научный класс (он не хотел, мы настояли). все друзья, включая лучшего, учились в других классах. итай страдал, ныл и пытался меня уговорить перейти. я не сдавалась.
в конце седьмого класса итай успокоился, а уже в восьмом у них сложилась отличная компания в 12 (!!!) человек, которая существует до сих пор (итай уже в 12 классе). они вместе ходят в кино, гуляют,  ездили в эйлат, а этим летом собираются в испанию. кроме того, у них очень дружный класс, если зовут на др - приходят все, весь класс сейчас переодевается в "джунгли", у них даже есть "комитет класса". они настояли, что расписание экзаменов подстраивается под них, а сейчс добились, что в пятницу у них выходной, - передвинули пятничные уроки в другие дни.

мало того, в 10 классе, когда нужно было выбирать "агбарот" (специализацию), итай не выбрал театр, как собирался вначале, а физику и химию, потому что иначе ему пришлось бы перейти в другой класс.
я такого ещё никогда не слышала, если честно. фантастика!

сейчас такой же период переживает эва. она пошла в итаину школу, а все её друзья - в другую. эва грустит и хочет к ним. но недавно сказала мне, что переходить в ту школу она уже не хочет.


у итая так, у эвы иначе, и каждого по разному.
но школа - это только один из жизненных этапов, и даже в течении одного года может пройти целая жизнь. всвоих классах я вижу, как дети меняются и общаются то с теми, то с этими, а то и ни с кем. и это нормально. что да должно вас озаботить - если ребёнок не общается вообще ни с кем, даже не разговаривает, длительное время.
на иврите есть пословица:

הֱוֵה זָנָב לָאֲרָיוֹת, וְאַל תְּהִי רֹאשׁ לַשּׁוּעָלִים
лучше быть последним в группе хороших и умных и учиться у них, чем первым в группе плохих и глупых.

Tags: дидактический материал
Subscribe
promo shcbella июль 22, 2012 19:51 201
Buy for 100 tokens
UPD: обновила пост и поставила надёжные картинки. на здоровье! меня часто спрашивают ... (с)) что купить для будущего первоклассника? список из школы есть, но часто он ничего не говорит родителям. ​*список вы, скорее всего, получите по почте летом. UPD или проверьте на сайте школы. я на нашем…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments